воскресенье, 28 августа 2016
Психиатр, смерть и дьяволВообще же я был поражен тем, сколь мало значения бессознательная душа придает смерти. Отсюда можно сделать вывод, что смерть — нечто сравнительно несущественное и душе безразлично, что конкретно происходит с индивидом. Но тем в большей мере, думается, бессознательное беспокоится о том, как человек умирает, т. е. гармонирует ли установка сознания с этим событием или нет. Однажды мне довелось лечить двадцатишестилетнюю женщину. Она была еще вполне здорова и довольно умна. И если она не понимала своих сновидений, то не по причине своей ограниченности. Увы, было слишком хорошо заметно, что она не желала их понять. Ее сновидения были столь же прозрачны, сколь и безотрадны. Она была абсолютно уверена, будто безупречно воспитывает своих детей, но сами дети так вовсе не думали, да и сновидения составляли совершенно противоположную картину. Через несколько недель бесплодных усилий я был вынужден прервать лечение, поскольку меня призвали на военную службу (дело было во время войны). Тем временем у пациентки обнаружилась неизлечимая болезнь, спустя несколько месяцев приведшая к агонально-му состоянию, так что конец мог наступить в любой момент. Она почти все время находилась в состоянии бреда или сомнамбулизма и в этом необычном душевном состоянии, повинуясь внутреннему побуждению, вновь принялась за прерванную аналитическую работу. Она снова заговорила о своих сновидениях, полностью признавшись себе в том, что прежде упорно отрицала, а заодно и во многом другом. Такому самоанализу она предавалась каждый день по несколько часов на протяжении приблизительно шести недель. В конце концов она обрела покой, словно пациент, прошедший нормальное лечение, и после этого умерла.
На основании этого и целого ряда подобных случаев я и делаю вывод, что душа небезразлична по крайней мере к тому, как индивид умирает. И если она принуждает человека напоследок выправлять все искривленное (что нередко можно наблюдать у умирающих), то и это, видимо, свидетельствует о том же.Никакие блаватские, никакие геноны, гурджиевы, кастанеды не идут ни в какое сравнение с Юнгом, если говорить о поприще легитимизации оккультного в современном массовом сознании.