Вместо флейты подымем флягу...
Особенности феномена культа личности следует искать в трансформациях культа мертвых от наиболее ранних (предков, героев, святых) до существующих в настоящее время. Особенно заметна связь культа личности с культом святого в период сближения религиозной и политической идеологий в СССР.
...
Феномен культа Ленина осмысливается в контексте образа «вечно живого», чему способствовали: социальная память как разновидность бессмертия, актуализированная в мемориалах и памятниках; повышенная чувствительность к мертвому и ощущение острого горя от утраты; нарушение пространственно-временных координаций; эстетизация тела с эффектом имитации «жизни» путем бальзамирования; следование стратегии продолжения великих дел. В итоге развилось оригинальное отношение к «живому» телу вождя, и в сознании нескольких поколений его манифестированный облик превратился в симулякр «живой» личности. Таким образом, выявляются предпосылки для сакрализации мертвого в светской культуре и дальнейшей трансформации культа.
...
Феномен культа Ленина осмысливается в контексте образа «вечно живого», чему способствовали: социальная память как разновидность бессмертия, актуализированная в мемориалах и памятниках; повышенная чувствительность к мертвому и ощущение острого горя от утраты; нарушение пространственно-временных координаций; эстетизация тела с эффектом имитации «жизни» путем бальзамирования; следование стратегии продолжения великих дел. В итоге развилось оригинальное отношение к «живому» телу вождя, и в сознании нескольких поколений его манифестированный облик превратился в симулякр «живой» личности. Таким образом, выявляются предпосылки для сакрализации мертвого в светской культуре и дальнейшей трансформации культа.